Будущее образования: глобальная повестка

Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым. Уже сейчас существует ряд финансовых инструментов для инвестиций в собственное и чужое образование, и ясно, что эту сферу в ближайшие годы ждет бурное развитие

Стремительное развитие материальных и цифровых технологий и новых инструментов управления в 21 веке дает человечеству беспрецедентные возможности для создания желаемого будущего в масштабах всей планеты.

Однако, системы образования, построенные по лекалам позапрошлого столетия, все больше перестают соответствовать требованиям времени. Будущее «наступает» на нас быстрее, чем мы успеваем среагировать на происходящее. Необходимо отказаться от прежних представлений об образовании как процессе подготовки нового поколения к жизни в стабильном обществе, образование должно стать гибким и постоянно развивающимся. И мы считаем, что корнем всех изменений должно стать дошкольное образование, которое наряду с семьей является основой восприятия человеком будущего.

Будучи педагогами практиками мы ищем ответы на следующие вызовы времени:

Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений примерных образовательных программ в соответствии с ФГОС ДОО, несомненно предполагает творческий подход, но отсутствуют рекомендованные обучающие программы по развитию IT- компетенций для детей дошкольного возраста. И, если ФГОСы общего образования имеют отдельный раздел «Информатизация», в рамках которого проводится системная работа по материально-техническому оснащению, кадровому обеспечению внеурочной деятельности по формированию и развитию IT-компетенций, то такой раздел отсутствует в ФГОС дошкольного образования.

Поэтому воспитатели и педагоги дополнительного образования в ДОУ, ориентируясь на общественный запрос и для создания условий преемственности между ступенями общего образования занимаются формированием IT-компетенций полагаясь на педагогическую интуицию, изучая передовой педагогический опыт в медиасреде. И первым шагом к освоению IT-компетенций для наших воспитанников становится медиаобразование.

В настоящее время дошкольное медиаобразование начинает развиваться в Чурапчинском, Усть-Алданском, Тааттинском, Намском улусах Республики Саха (Якутия), что подтверждают участие и результаты видеоконкурса «Тиьиликкэ о5о саас» (Приложение – участники конкурса).

В последние время в сети Интернет появляется образовательный контент на якутском языке, педагоги создают собственные образовательные медиапродукты, в том числе и для детей дошкольного возраста. Однако, для широкого применения в образовательной практике, требуется тратить временные ресурсы на их подбор и поиск. Также, отмечаем ограниченное издание качественной современной детской литературы для детей дошкольного возраста. В большинстве издаются произведения известных авторов и переиздаются, обновляются давние произведения. Переводы единичны. Современные авторы детской литературы не могут издать свои произведения из-за финансовых проблем.

В рамках республиканского проекта "Цифровая образовательная среда" предусмотрено создание целевой модели цифровой образовательной среды, с целью обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и уровней. Данная модель включает: модель профиля "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, включая требования к педагогам и обучающимся, модель построения индивидуального учебного плана, модель автоматизации административных, управленческих и вспомогательных процессов образовательной организации, модель внутренней системы оценки качества образования через цифровую образовательную среду. В настоящий момент по состоянию на 23.01.2019 г. в реализацию республиканского проекта "Цифровая образовательная среда" включены 15 общеобразовательных организаций и 2 организации профессионального образования. Таким образом, дошкольные образовательные организации не включены в реализацию республиканского проекта "Цифровая образовательная среда".

Тогда как, как показывает образовательная практика со стороны педагогов и родителей (законных представителей) существует потребность в расширении применения безопасной цифровой образовательной среды.


Made on
Tilda