В течение последних 5 лет
мы наблюдаем активную цифровую трансформацию системы образования: развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, подключение к высокоскоростному интернету в рамках национального проекта «Цифровая экономика для Российской Федерации», внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях. Наряду с ним развиваются и ИКТ-компетенции педагога.
Опрос педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) показывает
- 43,6% из 241 опрошенных в курсе технологических новинок, следят за трендами в сфере технологий, придерживаются мнения, что современные гаджеты и приложения помогают людям в повседневной жизни, делают жизнь проще;
- 47,3% из 241 респондентов обмениваются идеями и материалами с коллегами из других образовательных организаций онлайн, например, в профессиональных онлайн-сообществах, социальных сетях, на образовательных порталах или других сайтах;
- 93,8% из 211 респондентов ответили, что пользуются цифровыми технологиями. Из них большинство (48,8%) применяют цифровые технологии для ведения документации, 33,6% для занятий с детьми, 8,5% для разработки образовательного контента;
- также в ходе опроса выявлено, что 10% респондентов используют онлайн-конструкторы для интерактивных упражнений, 21,8% аудио и видеоредакторы, 2,8% программы создания анимации. Большинство педагогов пользуются продуктами Microsoft Office - 46,4%.
Таким образом мы видим, что среди педагогов дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) есть потребность применения современных гаджетов, приложений и цифровых технологий в профессиональной деятельности. Идет активный обмен идеями и материалами в социальных сетях. В то же время, педагоги отмечают, что повышению их ИКТ-компетентности более будут способствовать посещение практикоориентированных семинаров и практикумов (31,3%) и наличие цифрового тьютора для педагогов (37,5%).
МБДОУ - ЦРР д/с "Улыбка" им. П.И. Борисовой
является одним из лидеров медиаобразования в республике. с 2016 года реализуется республиканский инновационный проект "Медиадетский сад "Улыбка". В рамках проекта одним из модулей посвящен повышению ИКТ-компетентности педагогов ДОУ.
По данному направлению организованы и проведены онлайн-обучи, на площадках совещания работников системы образования республики и Чурапчинского района обсуждены актуальные проблемы развития дошкольного медиаобразования, создан анимационный кластер. Идея создания анимационного кластера реализована при поддержке конкурса Грантов Главы РС (Я). По состоянию на июнь 2023 года в рамках деятельности анимационного кластера проведено 5 образовательных программ, с общим охватом 125 слушателей, каждый из которых в результате создал собственный медиапродукт (анимацию). Однако, в настоящее время перед участниками анимационного кластера стоит задача продвижения разработанных медиапродуктов. Среди слушателей курсов обучения основам анимации в рамках проекта есть наши коллеги Екатерина Чемерзанская (39 подписчиков, 16 видео), Татьяна Иванова (42 подписчика, 78 видео), Дарина Кудрина (3 подписчика, 2 видео), канал "Мои видео" (32 подписчика, 91 видео), которые разрабатывают качественный с точки зрения психолого-педагогического подхода контент для применения в образовательной деятельности. "Гигантами" по просмотрам являются Ютуб каналы "Чохоон" (18,9 тыс подписчиков, 827 видео) и "Туннук" (7,83 тыс подписчиков, 523 видео).
В ходе работы республиканского форума "Дошкольное образование: традиции и новые ориентиры" на переговорной площадке "Цифровая грамотность современного педагога" были затронуты вопросы об ИКТ-компетенции педагога в рамках профстандарта, об информатизации образовательной деятельности и актуальных направлениях организации цифровой среды дошкольных образовательных организаций, были презентованы многофункциональная цифровая студия "Ай-тут" для детей дошкольного возраста, мобильное приложение «Мой детский сад», инновационная платформа «Ньу Детский сад в кармане».
Таким образом мы видим, что у педагоги ДОУ признают значимость применения цифровых технологий и ИТ-разработок в своей профессиональной деятельности, имеют достаточно высокий потенциал для разработки образовательного контента, также есть потребность в освоении новых компетенций со стороны педагогического сообщества. В Республике Саха (Якутия) в настоящее время разрабатываются и накоплен достаточный опыт по разработке разнообразного контента для детей дошкольного возраста.
Мы видим, что назрела необходимость объединения творческих педагогов и создание единой платформы для общения и масштабирования накопленного опыта.